В соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии (коммунального ресурса) должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.

В случае нарушения ресурсоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству поставляемого коммунального ресурса, ее потребитель может отказаться от его оплаты, либо требовать соразмерного уменьшения его стоимости.

Требования к качеству поставляемых коммунальных услуг населению четко определены в Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), а также гигиенических требованиях к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. При этом требования к качеству коммунального ресурса в точке поставки (на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), по сути, нормативно не определены.

На практике очень часто встречаются споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций по вопросам качества поставляемой последними горячей воды. Региональный центр НП «ЖКХ Контроль» в Тамбовской области постарался разобраться в этом вопросе.

Итак, существует судебная практика, в соответствии с которой качество коммунальной услуги горячего водоснабжения на границе раздела эксплуатационной ответственности многоквартирного дома должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, пунктом 2.4 которых предусмотрено, что температура горячей воды, независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Аналогичная позиция содержится в решениях судов, рассматривающих споры, возникающие в процессе реализации прямых договоров потребителей с ресурсоснабжающими организациями. Так, даже если все жильцы многоквартирного дома перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, и она, по сути, является исполнителем коммунальной услуги, то и в этом случае ресурсоснабжающая организация отвечает за качество ресурсов лишь до границ общего имущества многоквартирного дома. И если температура горячей воды в этой точке соответствует требования СанПиН 2.1.4.2496-09 и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то обязательства ресурсоснабжающей организации, по мнению ряда судов, считаются исполненными.

Однако, данные позиции содержат в себе серьезное правовое противоречие. Так, в соответствии с пунктом 87 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения состоит из двух компонентов: на теплоноситель (холодную воду) и на тепловую энергию, необходимую для подогрева такой воды.

Пунктом 24.1 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление Правительства от 23.05.2006 № 306) предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1, в которой Кn – коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами внутридомовых систем горячего водоснабжения, то есть в стояках и полотенцесушителях.

К примеру, потери тепловой энергии, учитываемые в целях определения норматива на подогрев воды в системе горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями устанавливается в размере 0,3-0,35. Это означает, что при расчете норматива на подогрев воды учитываются потери тепловой энергии в стояках и полотенцесушителях многоквартирных домов соответствующей категории, в объеме 30 % общего объема тепловой энергии, предусмотренной нормативом.

С учетом указанных обстоятельств позиция о том, что обеспечение ресурсоснабжающей организацией на границе эксплуатационной ответственности температуры горячей воды в 60°С является надлежащим исполнением ее обязательств, является неоднозначной, и заслуживающей дополнительной правовой оценки.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account