Трехлетний опыт в проведении форумов по проблемам ЖКХ в нашем крае с каждым разом всё точнее позволяет составить социальный и качественный собирательный портрет участников таких мероприятий. Делать это необходимо хотя бы потому, что на его основе планируется дальнейшая работа с теми и для тех, кто своим гражданским долгом считает наведение порядка в такой сложной системе, как система жилищно-коммунального хозяйства. Практика показывает, что собрать людей для обсуждения насущных вопросов и настроить их на продуктивную работу – дело хоть и хлопотное, но не самое трудное: люди приходят, общаются, кого-то слушают, что-то обсуждают, с чем-то соглашаются, с чем-то – нет, делают какие-то выводы, планируют какие-то дела. И – расходятся, втягиваясь в повседневные заботы обычных будней, отодвигая всё намеченное «на потом». Так вот для организаторов и инициаторов таких мероприятий тяжелее всего это самое «потом» вообще убрать из практики и поддерживать людей в постоянном тонусе, в духе, царившем на форумах. Поэтому и надо знать, с кем и как взаимодействовать, на какие личностные качества ориентироваться, в каких делах на них можно опереться и какой объем работ реально выполнить. Итак, кто же он, Участник форумов по проблемам ЖКХ и чем он занимается после их проведения?  

С такой информацией выступила Елена Симкина, председатель комиссии по вопросам местного самоуправления, строительства и ЖКХ Общественной палаты Забайкальского края. Елена Валерьевна сразу отметила, что наиболее активные участники форумов, определяющие их тематику и круг проблем, требующих обсуждения, это люди, как правило, с высшим образованием, старше 45-ти лет. Что вполне объяснимо: у них уже есть определённый жизненный опыт, они уже чего-то добились в жизни, в том числе и в материальном плане, они умеют считать деньги и вполне естественно, что стремятся защитить и сохранить всё нажитое. И вполне логично, что все они являются собственниками жилья. А вот управляют своей недвижимостью по-разному: 75% живут в многоквартирных домах под управлением управляющих компаний, 24% создали свои ТСЖ. О качестве оказываемых услуг большинство отозвалось положительно, крайне отрицательных высказываний было чуть более 6%. Эта цифра позволяет сделать промежуточные выводы: видимо люди ошиблись в выборе способа управления своим имуществом, либо не наладили должный контроль, плохо изучили законодательство и свои права, возможно, жильцы не достаточно активны. Кстати, об активности: 67% жильцов готовы участвовать в обсуждении и осуществлении общественного контроля в сфере ЖКХ. Внутри этой цифры, почти столько же регулярно проводят собрания собственников помещений многоквартирных домов. И менее одного процента заявили о своём полном нежелании участвовать в каком-то там управлении… Что касается проблем, по мнению людей, требующих особого внимания, то по степени важности они выстроились так – необходим контроль над распределением средств, собираемых на капитальный ремонт, беспокоило текущее содержание многоквартирных домов, начисление сумм на общедомовые нужды, раскрытие информации управляющими компаниями, переселение людей из аварийного жилья. После завершения форумов, по итогам проведённого анкетирования, после сбора и анализа предложений, активисты-общественники совместно со специалистами Общественной палаты работали над принятыми решениями. Была предпринята попытка создать при муниципальных образованиях рабочие группы, в состав которых вошли бы специалисты отделов ЖКХ, РСО и управляющих организаций, привлечённые эксперты и представители общественности. Задача – проанализировать данные по многоквартирным домам, включённых в программы капитального ремонта. Реакция муниципальных образований на эту идею оказалось вялой, поэтому результаты получились меньше ожидаемых. Далее. В министерство образования, науки и молодёжной политике края было направлено предложение об организации просветительской работы по воспитанию эффективных собственников, начиная со школьного возраста. Это уроки по энергосбережению, по охране природы и тому подобное. Предполагалось, что для этого будут привлекаться специалисты ресурсоснабжающих и природоохранных организаций. Результат – что и в первом примере. Практически на таком же уровне и с таким же успехом, сейчас осуществляется попытка внедрения программы «Школа собственника». Параллельно с этим, контрольно-надзорным органам предлагалось усилить контроль над исполнением Постановления Правительства РФ о раскрытии управляющими компаниями необходимой информации. Сколько-нибудь заметного, массового отклика, в частности, у прокуратуры именно эта инициатива не получила. Возможно потому, что такими вопросами в основном занимается, как может, жилищная инспекция края. Ряд рекомендаций по схожим направлениям был адресован администрации Читы, другим муниципальным образованиям в районах края. Рекомендации были замечены, но выполняются частично или не выполняются вообще. Специалисты Общественной палаты относят это к тому, что работа началась сравнительно недавно – около полугода назад – и к тому, что у муниципальных образований сегодня слишком мало средств и возможностей, но слишком много забот. Тем не менее, работа ведется и результаты, уверена Елена Валерьевна, непременно будут. Причём, утверждать так позволяет настрой как раз тех, кого принято считать активом сообществ собственников жилья – их помощь в работе специалистов Общественной палаты края очень важна.

Впрочем, в совместной работе представителей общественности с муниципальными образованиями надо рассказывать немного в другой тональности, помня о том, что пока идет лишь сбор и мониторинг информации по предстоящим направлениям в работе. Скрупулёзно, буквально по крохам собираются данные по краю, постоянно проверяются, что-то отсеивается, что-то ложится в основу планирования и отчётов. Об этом, опираясь на цифры и факты делегатам форума, рассказала член Общественной палаты края Нина Филиппова. Она обратила внимание собравшихся на то, что, прежде чем обвинять «муниципалов» в бездействии, надо разобраться в том положении, в каком они оказались. Объективного понимания требует хотя бы то состояние жилищно-коммунальной сферы, которое им досталось по наследству от государства, причём это касается как материально-технической базы, так и законодательной. Сегодня, по словам Нины Павловны, в муниципальных образованиях нет в достаточном количестве даже специалистов, которые могли бы разобраться в тех хитросплетениях, что сложились в той же передаче отдельных объектов ЖКХ в муниципальную собственность для управления. А что уж говорить о председателях советов многоквартирных домов, старших по подъездам? Но и в этих условиях люди на местах работают. Так, в одном из самых отдалённых районов края и далеко не самом богатом, в Кыринском, сумели провести целый комплекс мероприятий по нормализации ситуации в сфере ЖКХ районе. Наиболее результативным оказался прошлый, 2014 год. Так, в районе разработаны и приняты нормативные акты, утверждена ведомственная целевая программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры района. Проводилась работа по внесению данных многоквартирных домов в автоматизированную систему «Реформа ЖКХ». Вся информация по отработанным техническим паспортам объектов ЖКХ размещена на федеральном сервисе «1468.рф». Проводились собрания с жильцами многоквартинных домов и специалистов «ОАО «Читаэнергосбыт» по вопросам капитального ремонта МКД, по выбору и формированию способа накоплений на проведение капремонта и по оплате за ОДН. Часть вопросов была снята, но многие проблемы остаются нерешёнными и силами только администрации Кыринского района решены быть не могут: они выходят за рамки компетентности властей, для их разрешения нет законных оснований.  На фоне общей собранной информации сам собой напрашивается вывод: законодательная база не всегда учитывает реальные возможности муниципальных образований. Во многом недоработки проявляются в выстраивании взаимодействия органов местного самоуправления с управляющими организациями. Всё нормативные акты размыты, запутаны и противоречивы. Значит, общественникам, чиновниками, а главное, депутатам всех уровней надо серьёзнеё и внимательней работать над созданием и конкретикой принимаемых законов и поправок к ним.

Примерно об этом же говорил и Григорий Разгильдеев, член комиссии по вопросам местного самоуправления, строительства и ЖКХ Общественной палаты Забайкальского края. Но информация Григория Серафимовича имеет характер более конкретный и приземленный, нежели сведения о принимаемых законах, теоретически и рекомендательно обосновывающих те или иные действия чиновников, специалистов и общественников. Он коснулся проблемы раскрытия информации управляющими организациями. По его утверждению, все попытки найти в сети интернет хоть какие-то данные, которые должны выкладывать управляющие компании Забайкальского края, успехом не увенчались – за 2013-й год нет вообще ничего, к самому концу 2014-го года своим присутствием на сайте «Реформа ЖКХ» отметилась едва ли половина УК региона. Именно, что лишь «отметилась» – сведения были даны крайне скудные и не всегда достоверные. По проблемам раскрытия – а вернее, не раскрытия информации – Григорий Серафимович обращался к депутатам законодательных собраний города и края, в профильные министерства, в Государственную жилищную инспекцию, в краевую прокуратуру. Абсолютно все и везде обещали разобраться, а ещё в мае 2013 года Алексей Шеметов, тогда ещё и. о. первого заместителя губернатора края, при личной встрече пообещал Григорию Разгильдееву, что возьмёт этот вопрос под личный контроль. Но ни одно из всех вышеперечисленных обращений должного результата не принесло. Хотя, нет, кое-какой результат всё же был, но, скорее, в виде гримасы современной российской бюрократии. Наряду со всеми прочими было ещё и обращение к члену Совета федерации РФ от Забайкальского края Баиру Жамсуеву. Надо отдать должное – сенатор оперативно сделал соответствующие запросы в Генеральную прокуратуру России и Министерство строительства и ЖКХ России. А те, в свою очередь, поручили разбираться в ситуации тем же самым прокуратуре Забайкальского края и Государственной жилищной инспекции. Комментировать итог таких мер, предпринятых властями по исправлению ситуации и приведению её в рамки закона по документально оформленному запросу гражданина страны, Григорий Серафимович не стал. Но подбросил для размышления ещё кое-какую информацию. Он отметил, что сегодня в краевом и городском законодательных собраниях депутатами трудятся директора трех управляющих компаний. И что характерно – их предприятия тоже не особо спешат проинформировать жильцов, опекаемых ими домов о том, сколько средств собрано, как и куда они потрачены, что сделано работниками управляющих компаний по текущему содержанию многоквартирных домов.  Так, откровенностью не может похвастаться УК «Энергожилстрой», генеральным директором которой является заместитель председателя краевой Думы, председатель депутатского комитета по местному самоуправлению Виктор Лопатин. С большой неохотой о данные проделанной работе выкладывает УК «Перспектива», руководитель – депутат городской Думы, член постоянной планово-бюджетной комиссии Алексей Мусорин. Не спешит поделиться сведениями о своей работе и УК «РУЭК», где командует ещё один депутат городской Думы, причём член профильной постоянной комиссии градостроительства, ЖКХ, транспорта и связи Александр Прокопенюк. Как-то странно выглядит сложившаяся ситуация – законы не исполняют те, кто их создаёт…  Точнее – не спешат выполнять, поскольку, Григорий Разгильдеев уточнил, что, в личной с ним беседе, руководители-депутаты его заверили, что в скором времени вся интересующая жильцов информация появиться на заранее оговоренных сайтах – на сайтах самих УК, на сайте «Реформа ЖКХ» и в ГИС ЖКХ. И в качестве невысказанной рекомендацией всем участникам процесса, вот, мол, на кого надо равняться Григорий Серафимович поставил в пример УК «ЖилКом», с Андреев Федотовым во главе. На сайте этой компании можно найти всё: сколько денег было на счёту управляющей компании в начале и конце отчётного периода, какие работы произведены, сколько потрачено, сметы работ, что намечено сделать.

Ещё раз стоит повторить – вся намеченная и проделанная работа, о которой говорили специалисты Общественной палаты края, не принесла бы таких, пусть и скромных на сегодняшний день результатов, не будь у них поддержки актива собственников жилья. Кто они – из приведенной выше информации понятно.О том, чего в их начинаниях не хватает для достижения более серьёзных успехов и те, и другие, в основном, знают. А то, что пока ускользает от их внимания, постепенно проявляется на форумах, подобных тому, что прошёл совсем недавно – «10 лет Жилищному кодексу Российской Федерации – итоги и перспективы».

                              Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.

Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.

В традициях, уже сложившихся на форумах, рассматривающих реформу ЖКХ в развитии, на прошедшем форуме также, как и на других таких мероприятиях, проводилось анкетирование. Практика показала, что помимо получения ориентиров в работе, таким способом выстраивается достаточно эффективная обратная связь с сообществами собственников жилья. На последнем собрании было заполнено 140 анкет по 17 пунктам. Наибольшей информационной ценностью являются пять заключительных:

13.Вы знаете, что на территории Забайкальского края организован Центр общественного контроля в сфере ЖКХ?

– да

– нет

14.На Ваш взгляд, что является наиболее важным в решении проблем в сфере ЖКХ:

а) выполнение обязанностей УО по содержанию МКД;

б) раскрытие информации о деятельности УО;

в) работа с должниками по оплате жилищных и коммунальных услуг;

г) проведение капремонта МКД (сроки проведения капремонта, контроль над средствами);

д) другое.

15. Ваши предложения по тематике форума.

16. Что Вам запомнилось больше всего в работе форума?

17. Как Вы оцениваете работу форума:

а) отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно.

Причём, надо полагать, что сбор информации по этим пунктам с окончанием работы очередного форума не закрыт. Дальнейший диалог со всеми заинтересованными людьми позволит корректировать планы того же Центра общественного контроля в сфере ЖКХ организации тех же обучающих семинаров, встреч со специалистами самого разного профиля. Позволит наметить и осуществить совместные выезды представителей Центра, Общественной палаты, министерств и ведомств края по наиболее проблемным адресам региона с разъяснительной работой или для оказания практической помощи в спорных вопросах. И ещё. В последних пунктах анкеты, по большому счёту, кроется стратегическая составляющая всего хода реформа ЖКХ в нашем крае. А в её разработке любое мнение будет полезным.

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account