Люди, так или иначе занятые в сфере ЖКХ, мягко говоря, с досадой отмечают постоянное несоответствие требований законов с реальностью. Точнее, не так – требования обоснованные и правильные, а вот механизм их выполнения частенько оказывается нерабочим. Именно эта сторона современного жилищного законодательства была основной при обсуждении жилищно-коммунального хозяйства на краевом форуме по проблемам ЖКХ, прошедшем в начале апреля в Чите. Люди с понятным возмущением констатировали: чего не коснись – всюду перекрестные требования законов и постановлений ведомств самого разного профиля запускают человека в нескончаемые блуждания, очень часто просто по кругу. Это может подтвердить любой, кто попытался бы решить или даже просто вникнуть, скажем, в ту же процедуру проведения общего собрания жильцов многоквартирного дома. Не смотря на то, что эта  составляющая в жилищном законодательстве, как и сам Жилищный кодекс, отметила в этом году свой десятилетний юбилей (в отличие от таких нововведений как плата за ОДН, реорганизация ТСЖ или накопление средств на капремонт), понятней и проще её положения не стали. Люди с самого начала, как только столкнулись с этой проблемой, стали требовать от госструктур приведения в соответствие разделов соответствующих статей Жилищного кодекса. Результата нет. Зато появляется очень многогранный опыт. Своими наблюдениями и выводами, в частности, в деле проведения общих собраний собственников помещений МКД поделился Валерий Жаров, заместитель председателя совета дома.

Практически на второй минуте своего выступления Валерий Алексеевич спросил у присутствующих на форуме председателей советов МКД, есть ли у них на руках почтовые квитанции, подтверждающие, что они разослали в своё время нужное количество заказных писем своим жильцам, с тем, чтобы люди вышли на общее собрание или хотя бы узнали о его проведении. Вопрос был задан для того чтобы обосновать легитимность или нелегитимность проведенных таким образом собраний. Поскольку, если таких квитанций нет, значит, не было и обязательного оповещения. Как следствие: собрание без должного кворума, в случае обращения кого-либо из недовольных в суд, будет признано незаконным. И дальнейшие выводы можно сделать по цепочке: само существование выбранного органа или способа управления домом будет признано незаконным, незаконными будут и решения собрания и попытки отстоять права собственников. Эта ситуация участникам форума известна лучше чем кому-либо, поэтому комментариев к выступлению не требовалось. Основное препятствие к использованию такого законного метода организации общего собрания – его дороговизна, поскольку платить по 35 рублей за одно заказное письмо для стандартной «хрущёвки» в 80 квартир, да возможно и не один раз, отважится не каждый активист. Еще одно противостояние закону: невозможность получить справки о проживающих в МКД в БТИ, что называется «просто так». Причина аналогична первой – справка стоит 200 рублей. При попытке добыть те же документы другим, более дешёвым способом, надо получить у владельцев квартир  разрешение на доступ к документу с их персональными данными, а именно к такой категории по закону, относится требуемая справка. Опять затраты, опять хлопоты… В итоге Валерий Жаров посоветовал остановиться на, как бы, гибридном способе организации общего собрания жильцов по очно-заочному голосованию. По его мнению, он более приемлем, хоть и не без недостатков. Чисто материальных затрат он потребует, может быть и меньше, но побегать его инициаторам придётся изрядно. Плюс к этому было дано несколько рекомендаций: постараться подгадать проведение собраний на удобное время, чтобы люди не разъехались в отпуска или на дачи, избегать соблазна трактовать законы в угоду требований момента или собственным представлениям и скрупулезно собирать и тщательно хранить все документы. Что же касается устранения противоречий в законодательстве, то предложено было решать эти проблемы сообща. То есть, за общий стол должны сесть представители власти, специалисты министерства территориального развития, жилищной инспекции, управляющих организаций, представители сообществ собственников жилья, Общественной палаты, Центра общественного контроля в сфере ЖКХ и предъявить своё видение проблемы. И далее, на основе обсуждений постараться выработать хотя бы общие рекомендации по наиболее эффективному и простому способу организации проведения общих собраний собственников МКД. В перспективе, разумеется, постоянно и своевременно внося в них необходимые корректировки. И ещё один совет от Валерия Алексеевича. Он предлагает вспомнить всё то полезное, что накопилось в работе территориальных объединений собственников, широко обсуждаемых три-пять лет назад. По его мнению, ТОСами накоплено достаточно вполне эффективных методов взаимодействия общественников с властями и пренебречь этим опытом сегодня, было бы не разумно.

Ещё одна активно обсуждаемая и критикуемая тема было подброшена сообществу собственников жилья сравнительно недавно.  Это накопление средств на проведение капитального ремонта. И главное, что волнует людей, это то, как эти средства расходуются. Естественно, что обойти её вниманием на форуме было не возможно. Чуть забегая вперёд можно сразу сказать, что представленная информация по данному вопросу даёт не только пищу для размышлений. Она даёт повод подозревать изобретателей системы капитального ремонта и структуры сети региональных операторов в строительстве финансовой пирамиды. К таким заключениям позволяет прийти оценка фактов, собранных и обнародованных исполнительным директором Забайкальского Центра внедрения инновационных технологий  Евгением Зыковым. Действующие сейчас схемы позволяют заставить людей брать банковские кредиты под высокие проценты, то есть вынуждают их залезать в долги. Отчётные цифры, которые должны отражать реальные суммы, собранные жильцами совершенно конкретных многоквартирных домов и предназначенные на капремонт – предъявленные и фактически накопленные – не соответствуют друг другу, что вполне можно расценить, как попытки и возможность манипулировать солидными деньгами. А банковские проценты, что берутся с людей за переводы с платежей на капремонт, иначе как поборами назвать нельзя. Есть ещё целый ряд якобы мелочей выставляющих всю идею проведения капитального ремонта в очень неприглядном свете. Причём расплачиваться за эти непродуманные ошибки (и хорошо, если это только ошибки, а не целенаправленные действия) будет всё население страны. Понятно, что с таким положением дел мириться нельзя и необходимо уже сейчас предпринимать какие-то меры по исправлению ситуации. И активисты Центра общественного контроля в сфере ЖКХ считают, что это вполне по силам обычным гражданам. Есть и конкретные предложения, на чём сегодня стоит сосредоточить свои усилия. В совместном диалоге общественников и специалистов Забайкальского фонда капитального ремонта должно быть принято решение о раскрытии информации соответствия смет ремонтов фактически затрачиваемым суммам, по утвержденным нормативам оплаты. Как и где ведётся поиск дополнительных финансовых источников на проведение капремонтов. Кроме того, необходимо договорится со всеми участниками финансирования программ капитального ремонта о том, чтобы у людей была возможность оплачивать его без комиссий банков. Решить вопрос с банками об установлении процента сохранения и использования средств граждан на счетах хотя бы на уровне инфляции. Необходим возврат конкретики разбитого по срокам плана проведения ремонта по каждому МКД, поскольку установление совершенно неопределённого времени с 2014 по 2043 годы порождает серьёзное недоверие к самому понятию «капитальный ремонт» и снижает активность граждан в оплате ремонта. Необходимо настаивать на скорейшем формировании достоверной базы многоквартирных домов, на непременном её размещении на официальном сайте Фонда капитального ремонта Забайкальского края. Плюс к этому, специалистам фонда надо постараться и привести, наконец, в норму работу всего программного обеспечения, позволяющее посетителям сайта просмотреть все необходимые сведения, оговоренные в соглашениях и требуемые законами.

Если сравнивать, что из себя представлял Жилищный кодекс десять лет назад, с тем во что он превратился сегодня, то можно удивиться, насколько расширилась теоретическая база, подводимая сегодня под выполнение всех его положений. Даже специалистам удаётся не сразу разобраться в том, как его требования взаимодействуют с требованиями других министерств и ведомств. Иногда путь по выяснению какого-то конкретного и обманчиво мелкого вопроса занимаем часовое, без преувеличений можно сказать, исследование технических, юридических, экономических или социальных аспектов поднятой проблемы. Создается подчас впечатление, что каждое ведомство вписывало в Кодекс отдельные положения, руководствуясь исключительно своими интересами, без учёта мнения других его  соавторов, как минимум и без учёта интересов людей, для кого, собственно, эти законы и пишутся – как максимум. Причём, нередко остаётся загадкой, чем руководствовались специалисты, когда вносили поправки и изменения, какие теоретические основы они использовали, когда, как и где отрабатывали и проверяли их на практике. В итоге получается, что теоретические измышления  очень слабо стыкуются с практикой, а нередко и просто вступают с ней в противоречия. Тем не менее, сам факт, что в жилищное законодательство постоянно вносятся поправки, говорить о том, что появлении весомого прецедента позволит приводить его неработающие положения в действительно эффективный инструмент реформирования и, как следствие, – развития и совершенствования всей системы ЖКХ. Одним словом, теория, если и не убивает практику, то уж точно изрядно затрудняет применение в жизни своих постулатов. Проблемы с организацией и проведением общих собраний жильцов МКД и накопление, распределение и использование средств на капитальный ремонт – яркое тому подтверждение.

                                  Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.

Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.

Очевидно, что всё, о чём говорили Валерий Жаров и Евгений Зыков, найдет своё место в совместных решениях и планах Общественной палаты Забайкальского края и Центра общественного контроля в сфере ЖКХ. Их выступления и заключения подтверждены фактами,  поскольку люди, что называется, «работают на земле» и то, о чём они говорили, является практическим опытом, а не теоретическими выкладками и не эмпирическими наблюдениями и благодаря этому, попытки решить сложившиеся проблемы будут решаться комплексно. К выработке таких решений будут привлекаться специалисты самого разного профиля, в зависимости от затронутого вопроса. А поскольку с тем, что сфера ЖКХ многогранна, спорить никто не будет, то места за столом переговоров найдутся всем: представителям всех ветвей власти, ресурсоснабжающим организациям, управляющих компаний, строителям, юристам, общественникам. Уже сейчас разрабатываются планы проведения информационных встреч, обучающих семинаров, выездных заседаний. И непременным условием в своей работе, организаторы этого процесса считают полную открытость и оперативное информирование населения о том, что будет сделано и делается. Что в обязательном порядке установит обратную связь,  позволит своевременно окликаться на предложения людей, корректировать свою деятельность по мере изменения ситуации. 

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account