4 апреля в Чите прошёл первый краевой форум «10 лет Жилищному кодексу Российской федерации – итоги и перспективы». Организаторами его выступили Министерство территориального развития Забайкальского края, краевая Общественная палата и Центр общественного контроля в сфере ЖКХ по Забайкальскому краю. Программа форума была очень обширной – сделано пятнадцать докладов, были выступления с мест, задавались вопросы, вносились предложения. Темы обсуждений – реальны, не взяты с потолка, а подсказаны всей наработанной практикой хода реформы ЖКХ на территории края и затрагивали все, хоть сколько-нибудь острые вопросы, что проявились в ходе применения требований и положений жилищного законодательства. К сожалению, не все выступления привлекли должное внимание собравшихся, но информацию к размышлению тот, кто этого хотел, тот и получил. Тем не менее, по реакции участников можно было выделить следующие проблемы. Это –  раскрытие информации управляющими организациями.  Проблема договорных отношений между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Участие муниципальных образований в жилищно-коммунальной политике края. Роль прокуратуры в сфере надзора за соблюдением прав граждан в вопросах ЖКХ. Был разговор о подготовке кадров для управляющих компаний и ТСЖ. А проблемы капитального ремонта и организации общих собраний жильцов многоквартирных домов поднимались практически в каждом выступлении. Форум проходил в течение одного дня и формально завершил свою работу. Но объем полученной информации позволяет утверждать, что по большому счёту, основная работа для его организаторов только началась.

Руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Игорь Орлов, говоря о результатах прошедшего форума, оценивает их с очень сдержанным одобрением. Основания есть. На первом подобном мероприятии, посвященном проблемам жилищно-коммунального хозяйства, трудно было классифицировать состав участников ввиду новизны формата обсуждения и самой затрагиваемой темы. Плюс к этому сами организаторы – Общественная палата Забайкальского края и Министерство территориального развития –  плохо представляли себе, на кого можно будет опереться в дальнейшей работе и вообще, каким образом её выстраивать. Всех участников форума можно было разделить на несколько групп. Это те, кто просто отбывал номер, придя на собрание по распоряжению начальства – одна группа. Во вторую сбились те, для кого не было большой разницы – сидеть ли на лавочке возле дома и обсуждать всё, что угодно или же присутствовать на таком вот собрании. Третья группа состояла из тех, кто просто ошибся дверью и в четвертую вошли люди, пока ещё не разобравшиеся в сути вопроса, но привлечённые темой, так или иначе, их затронувшей.

Одним из положительных моментов, последнего мероприятия, по мнению Игоря Орлова, является то, что наконец-то удалось выявить, а главное, объединить людей, для которых проблемы ЖКХ являются не просто ещё одним предметом досужих рассуждений, а выступает явлением, определяющим качество жизни россиян. Впервые на прошедшем форуме заговорили о таких вещах, которые представители Общественной палаты края затрагивали с большой осторожностью, а чиновники вообще обходили молчанием. Затягивание решений обозначенных проблем, чревато, если и не социальным взрывом, то уж формированием серьезных протестных настроений в обществе – совершенно точно. Во что это может вылиться, предсказать не берётся никто.

Вместе с тем, гуляющие сегодня по интернету агрессивные призывы к забайкальцам принять участие во Всероссийской акции и прийти 3-го мая на митинг дают примерное представление о том, в какое русло может быть направлено недовольство людей. Митинг, как заявляется, будет посвящен проблемам ЖКХ, и его организаторы намерены, в частности, заставить власти пересмотреть, или вообще отменить обязательства граждан платить взносы в Фонд капитального ремонта. И это – следствие того, что власти не удосужились разработать адекватную и приемлемую схему работы новой структуры, не объяснили саму суть идеи создания фонда капремонта, не отслеживали появление просчётов в его работе, не устраняли их, пустив дело на самотёк. Поэтому вполне логично предположить, что в обществе просто не могли не появиться слухи о том, что фонд – это чья-то финансовая пирамида под крышей государства. Что комиссионные сборы на денежные переводы на счета фонда являются узаконенными поборами. Что отсутствие процентных начислений на те накопления, что граждане собирают на капремонт и хранят в банках очень похоже на мошенничество. А объявленная, как благо и забота о людях, возможность брать в банках кредиты на капитальные ремонты, на поверку оказывается принуждением людей залезать в миллионные долги. Или как объяснить людям, что год от года сокращается количество домов, в которых было обещано провести капитальные ремонты в самое ближайшее время? На фоне этого отговорки о слабой собираемости платежей на эти цели выглядят неубедительно, поскольку эти самые неплатежи порождены как раз теми замалчиваниями, что уже упомянуты чуть выше. Причём, всё вышеперечисленное – далеко не полный перечень того, по чему люди, вполне справедливо имеют претензии к государству и касаются только одной темы – темы капитального ремонта. И таких скрытых и почему-то не разъясняемых моментов в современном жилищном законодательстве в целом критично много.  

Несколько раз на форуме затрагивалась также достаточно проблемная тема, касающаяся организации общих собраний жителей многоквартирных домов. В информационных сообщениях на практическом опыте было доказано, что 90% всех собраний жильцов, при любом удобном случае, совершенно обосновано, по закону, легко можно признать не легитимными. А значит, и все решения жильцов потеряют свою юридическую силу. В итоге дом может оказаться без управления, вполне возможны трудности с обслуживанием ресурсоснабжающих организаций, осуществление текущего ремонта общедомового имущества, а в случае аварийных ситуаций помощи жильцам также ждать будет не откуда. Нормы закона, регулирующие эти процессы в управлении МКД настолько запутаны, громоздки и финансово затратны, что отбивают у людей всякое желание заниматься поддержанием своей недвижимости в должном состоянии, препятствуют росту активности среди владельцев квартир. Все – и выступающие, и обычные участники форума – отлично понимали, что обычное повышение юридической грамотности или просто знание требований одного лишь Жилищного кодекса недостаточно. Разрозненно все усилия, пусть даже самые энергичные будут напрасны. Поэтому необходимо объединение в решении этих проблем и координатором этого процесса, судя по поступившим предложениям, должен выступить как раз Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Забайкальского края.

И уж если говорить о предложениях, что поступали от участников форума, то необходимо сказать следующее. Они звучали, как и в репликах с мест, так и вопросах, адресованных непосредственно выступающим в ходе их сообщений. Плюс к этому, были розданы анкеты, в которых под соответствующим пунктом было отведено место для предложений и замечаний, всего в обработку поступило 140 анкет. Кроме этого, предложения в письменном виде принимали и ведущие форума. Часть из них была зачитана, после того, как были завершены все запланированные выступления. Конечно, их своевременность и точность в формулировках неоднозначны, но некоторые из них представляют несомненный интерес. Так, правительству Забайкальского края предложено разработать «дорожную карту» взаимодействия заинтересованных сторон по осуществлению жилищной реформы на территории края. Министерству территориального развития совместно с Центром общественного контроля рекомендовано рассмотреть вопрос о создании единого центра по приёму от населения заявок (претензий, замечаний, предложений) по проблемам в сфере ЖКХ. Министерству образования и молодёжной политике края предложено организовать для школьников что-то вроде «Школы грамотного собственника». Глав муниципальных образований просят информировать граждан о рейтингах управляющих организаций. Было предложение создать рабочие группы при администрациях районов, городов, поселков с участием руководителей предприятий сферы ЖКХ, управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций, Прокуратуры, Государственную жилищную инспекцию для оперативного решения проблем в сфере ЖКХ. Центру общественного контроля в сфере ЖКХ Забайкальского края продолжить работу по заключению договоров о сотрудничестве с прокуратурой края, ТГК-14, ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «Горводоканал» и другими заинтересованными организациями. Высказывалось пожелание об организации через СМИ края регулярного освещение работы жилищной инспекции, Общественной палаты края, Центра общественного контроля. Вот по этим и другим направлениям и будет проводится дальнейшая работа.

Сегодня сложно конечно, сказать, что из всего предложенного может быть претворено в жизнь – она, как водится, щедра на непредвиденные обстоятельства. Но у организаторов форума теперь есть очень весомые аргументы. В диалогах с возможными будущими партнёрами они непременно сыграют свою роль – всё-таки от собранных и запротоколированных предложений общественности, выработанных на форуме краевого уровня, отмахнуться будет очень непросто…

                            Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.

Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.

Нельзя сказать, что весь механизм мероприятия работал без сбоев. К примеру, на «Круглом столе», который должен был послужить площадкой для спокойного обмена мнениями, участники просто напросто начали предъявлять друг другу претензии, не стараясь даже прислушиваться к аргументам сторон. Соответственно и результат от такого общения был нулевой. Понятно, что, скорее всего, от ведения диалога именно в такой форме придется отказаться. Что же касается общей тональности выступлений и содержания вопросов, что звучали с мест, то она ещё раз подтвердила правильность намерений организаторов: надо сделать упор на проведение целевых семинаров со всеми без исключения представителями сообществ собственников жилья. И начинать придётся с самых азов изучения законодательства. Далее – по принципу: от простого двигаться к сложному. Причём, как иллюстративный материал в этом процессе обучения решено использовать конкретные примеры из повседневной практики работы управляющих компаний, ТСЖ, Советов домов. Как один из вариантов – есть идея найти и отследить проведение капитальных ремонтов в двух (или больше) домах, организованный и проведенный силами Фонда капитального ремонта и какими-нибудь УК или ТСЖ. Рассмотреть и оценить составление смет, цены, опыт и квалификацию подрядных организаций, выполненный объём работ, его качество, сроки. После анализа сравнить, кто с чем справился быстрее и лучше. И сформулировав выводы, распространять выработанные рекомендации. Кроме того, в Центре общественного контроля пришли к пониманию, что необходимо целенаправленно, системно заниматься поиском активных людей, расширять «обратную связь» для того, чтобы можно было составить более полную картину исчезающих или вновь появляющихся проблем в сфере ЖКХ. А такие моменты при постоянно меняющемся законодательстве непременно будут присутствовать в ходе проведения реформ и на них надо уметь своевременно реагировать. В Центре уверены:  работая по этим и другим направлениям, можно существенно повысить статус регионального Центра общественного контроля. Это, в свою очередь, позволит получить более весомые полномочия, расширить свои возможности и, как следствие, осуществлять свою деятельность более эффективно.

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account