РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
по вопросу платы граждан за коммунальные и жилищные услуги
и о механизме ограничения платы граждан за коммунальные услуги
(подготовлено Комитетом по ценам и тарифам Московской области)
Изменение платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2015 г. строго ограничено и находится на постоянном контроле. Постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 951/45 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области на 2015 год. С данным постановлением можно ознакомиться по ссылке http://ktc.mosreg.ru/multimedia/novosti/novosti/01-12-2014-17-52-59-zagolovok-novosti-ustanovleny-indeksy-izmeneniya-r/.
Рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2015 года по муниципальным образованиям строго ограничен утвержденными максимальными значениями.
Средний рост платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2015 в Московской области (по отношению к декабрю 2014 года) сложился на уровне 8,5 %, что ниже уровня фактической инфляции за 2014 год по Московской области (12,2%) и в целом по Российской Федерации (11,4%). При этом в первом полугодии 2015 года плата граждан за коммунальные услуги не повышалась. Тарифы были установлены на уровне декабря 2014 года.
Таким образом, вне зависимости от изменения стоимости какой-либо отдельной коммунальной услуги, гражданин защищен установленным Правительством Московской области предельным максимальным индексом роста совокупной платы за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию. То есть рост стоимости коммунальных услуг при тех же объемах их потребления с 1 июля 2015 года не должен быть выше установленного предельного индекса по сравнению с декабрем 2014 года.
Для проверки соблюдения установленного предельного индекса нужно сложить стоимость всех коммунальных услуг из платежки (холодная и горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество) отдельно за декабрь 2014 года и за июль 2015 года, поделить получившуюся сумму за июль на аналогичный показатель за декабрь (при сопоставимых объемах потребления) и умножить на 100%. Таким образом, можно получить фактический индекс изменения стоимости коммунальных услуг в процентах. Затем необходимо сравнить полученный фактический индекс с установленным предельным индексом по соответствующему муниципальному образованию (поселению или городскому округу).
На сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области размещен информационный инструмент (калькулятор), с помощью которого можно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги (ссылка на калькулятор: http://www.fstrf.ru/calc-jkh).
Пример расчета изменения размера платы за коммунальные услуги:
Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области по установлению конкретных тарифов на коммунальные ресурсы и услуги (электроснабжение, газоснабжение, тепловая энергия для отопления и горячего водоснабжения, питьевая вода и водоотведение) опубликованы на официальном сайте Комитета www.ktc.mosreg.ru. Ознакомиться с распоряжениями можно по ссылке http://ktc.mosreg.ru/dokumenty/rasporyazheniya1/. Также распоряжения по сферам регулирования размещены на официальном сайте Комитета в соответствующих подразделах раздела «Документы»: «Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию», «Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водотведения» и т.д.
Если при одинаковом наборе коммунальных услуг и сопоставимых объемах потребления рост платежа превысит установленный Правительством Московской области для конкретного муниципального образования максимальный индекс, необходимо обратиться в свою управляющую компанию либо ТСЖ за разъяснениями.
Контроль за правильностью начисления платы граждан за коммунальные услуги и соблюдением требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах осуществляет Государственная жилищная инспекция Московской области, которая находится по адресу: 143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 4, корп.1; адрес электронной почты: gilinspector@mosreg.ru; круглосуточная горячая линия Госжилинспекции: 8-800-550-50-30, адрес официального сайта – www.gzhi.mosreg.ru.
В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется государством. Она определяется самими собственниками жилых помещений на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний), и фиксируется в договоре управления многоквартирным домом.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) об установлении размера данной платы, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей управляющей компании либо в договоре управления домом.
Государственная жилищная инспекция Московской области осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к:
– раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731);
– управлению многоквартирными домами;
– установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При проверке соблюдения установленного предельного индекса роста платы за коммунальные услуги рост платы за содержание и ремонт жилья не учитывается (это видно и из вышеприведенного примера расчета).
Коммунальные услуги как жизненно важные должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов, ограничением платы граждан за коммунальные услуги и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных граждан и семей.
Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований можно обращаться в отделы социальной защиты администраций муниципальных образований для оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, если доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) превышает 22%, то такая семья (такой гражданин) имеет право на субсидию.
Все принятые решения направлены на защиту граждан от резкого роста стоимости коммунальных услуг.