В Региональном Центре общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан состоялся приём граждан по юридическим вопросам. Зоя Куклина консультировала гражан по вопросам выбора формы управления жилым фондом
“Для жильцов, которые хотят детально разобраться в формах управления жилым фондом, главным помощником является Жилищный Кодекс Российской Федерации. В статье 161 ЖК РФ чётко прописаны три вида управления, существующие в нашей стране. Первый способ — непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (статья 164 Жилищного Кодекса РФ). Непосредственное управление возможно в многоквартирном доме (далее также — МКД), количество квартир в котором составляет не более 30 (часть 2 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ). От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью (часть 3 статьи 164 Жилищного Кодекса РФ)” – отметила Зоя Куклина.
У непосредственного управления есть преимущества: отсутствие расходов на управление, характерных для способа управления через управляющую организацию; техническое обслуживание жилья и общего имущества может осуществляться силами собственников либо подрядными организациями, привлекаемыми на постоянной или краткосрочной основе, что позволяет снизить расходы на содержание и ремонт дома; каждый собственник самостоятельно заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями и не несет ответственности за задолженности по оплате коммунальных услуг своих соседей (часть 2 статьи 164 Жилищного Кодекса РФ). Недостатки такого способа управления: снижение эффективности управления и качества жилищно-коммунальных услуг при большом количестве собственников помещений, необходимость проведения общих собраний по каждому жилищному вопросу; отсутствие возможности выполнять капитальный ремонт за счет средств Фонда содействия реформирований жилищно-коммунального хозяйства.
“Второй способ — управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Товарищество собственников жилья создается собственниками многоквартирного дома (решением более 50% собственников) или собственниками квартир нескольких домов, является видом товариществ собственников недвижимости, представляющим собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, и регистрируется в качестве некоммерческой организации (пункт 4 части 2 статьи 44, часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 135 Жилищного Кодекса РФ; подпункт 4 пункта 3 статьи 50, пункт 2 статьи 291 Гражданского Кодекса РФ)”. – разъяснила Зоя Куклина.
Товарищество собственников жилья имеет право оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Если ТСЖ заключило договор с управляющей организацией, оно контролирует выполнение обязательств по такому договору. Преимуществами ТСЖ являются прямое управление имуществом собственников и оказание коммунальных услуг, эффективная защита собственников перед ресурсоснабжающими организациями, а также возможность ведения коммерческой деятельности. К недостаткам ТСЖ можно отнести высокий уровень расходов на содержание штата работников.
“Третий способ — управление управляющей организацией. Управляющая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению МКД на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ). Кроме способа управления общему собранию собственников помещений необходимо выбрать конкретную управляющую организацию, согласовать с ней условия договора и размер платы за содержание и ремонт. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания (часть 1 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ)” – резюмировала специалист Центра
Недостатки данного способа управления МКД: нацеленность управляющей организации на получение прибыли от оказания услуг собственникам за счет повышенных тарифов, а не на управление чужим имуществом; отсутствие у собственников способов прямого контроля за результатами оказанных услуг или выполненных работ; назначение по итогам конкурса управляющей организации муниципальными органами власти в ситуациях, когда собственники МКД не выбрали способ управления, и сложность процедуры смены управляющей организации (часть 4 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ).
Таким образом, жилищное законодательство позволяет собственникам помещений самостоятельно определить наиболее удобный способ управления МКД, принимая во внимание всю полноту сложившихся отношений как между собственниками, так и с третьими лицами.