24.08 Состоялось ежегодное общее собрание членов Союза Российских городов в Липецке.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева выступила по первым двум вопросам повестки: качество и результативность концессионных соглашений в коммунальном секторе и муниципальная практика расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Светлана Разворотнева представила анализ анкет «о результативности концессионных соглашений», которые обработал НП «ЖКХ Контроль». Из 13 опрошенных городов, 4 заявили, что у них нет ни одного концессионного проекта, а на оставшиеся 9 городов пришлось 12 соглашений, которые распределяются следующим образом: 3 – теплоснабжение; 3 – в сфере обращения с ТКО (полигоны и переработка), 2 – водоснабжение и водоотведение, 2 – газоснабжение, 2 – снегоплавильные камеры. Лидером по количеству концессионных соглашений стал г.Новосибирск. На его территории реализуются сразу 5 концессионных проектов.
Светлана Разворотнева подробно рассказала о проектах их Самары, Перми, Новосибирска, Нижнего Тагила, Казани, Воронежа, Вологды, В.Новгорода и Пензы (см. Анализ анкет).
Она сообщила, что для инвесторов наиболее привлекательными оказались проекты по созданию полигонов ТКО и снегоплавильных установок, т.к. в этих случаях речь идет о проектах по созданию нового имущества. В то время как другие проекты связаны с эксплуатацией уже существующего имущества (как правило, в не очень хорошей кондиции) и его модернизацией.
Самые долгосрочные концессии (Пермь, Воронеж) обещают самые большие инвестиции. Но по факту эти соглашения – декларации о намерениях (они заключались до 2014 года, после которого конкурсы проводятся на основании минимизации необходимой валовой выручки). Как сейчас очевидно, эти долгосрочные концессии не обеспечивают конкуренцию за рынок, являются, по существу, инструментом монополизации в частных руках деятельности по управлению городскими водоканалами. При этом нельзя не признать, что на сегодняшний день эти частные монополии работают достаточно эффективно.
Не может не удивлять тот факт, что нет ни одного случая, когда кредиты, выделенные под концессионное соглашение, взяты под проектное финансирование. Все кредиты взяты под активы концессионера (к примеру “Росводоакнала”). Т.е. проектное финансирование концессий в принципе отсутствует. Это означает, что качество концессионных соглашений такое, что банки не готовы рассматривать такие соглашения как обеспечение кредитов, хотя именно это является целевой задачей развития госдурственно-частного партнерства.
Анализ заключенных соглашений говорит о том, что качество концессий далеко от идеала. “Слишком длинные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации. В отдельных случаях концессии не привели к эффективности работы предприятия. В большинстве случаев речь не идет о привлечении заемных средств. Большинство концессий делаются на собственные средства профильных предприятий – владельцев объектов, в ряде случаев – на деньги муниципалитета. Все это заставляет сомневаться в эффективности реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ”, – по мнению Разворотневой, нельзя форсировать процесс «концессионизации страны». Между тем Правительством РФ сегодня развернута компания борьбы с МУПами и ГУПами. В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения». В нем содержится прямой запрет МУПам и ГУПам осуществлять деятельность в сфере тепло и водоснабжения. По мнению Разворотневой, принятие данного закона может привести к существенному ухудшению ситуации в сфере снабжения населения коммунальными ресурсами. Разворотнева также сообщила, что в ближайшее время Общественная палата РФ планирует провести общественную экспертизу данного законопроекта.
Кроме того, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» рассказала о проекте закона, устанавливающего новые правила переселения аварийного жилья с 1 января 2019 года. По мнению Разворотневой, данный закон снимает многие правовые коллизии и вопросы, которые возникали в ходе реализации программы переселения из аварийного жилья на предыдущих этапах. Тем не менее она призвала представителей городов внимательно проанализировать документ и в кратчайшие сроки представить свои замечания и предложения. «Уверена, что учет вашего практического опыта позволит сделать документ более совершенным», – отметила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»