Августовские плановые мероприятия проекта «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края» были направлены на Хасанский район Приморского края. Наряду с проведением мероприятий с администрациями муниципальных образований района по вопросам создания благоприятных условий для формирования и деятельности Центра поддержки собственников жилья, жилищного просвещения граждан и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, участники проекта по поручению ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляли мониторинг реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, а также реализации муниципальных программ «Формирование современной городской среды» за 2017 год в Славянском и Посьетском городских поселениях.
Хасанский муниципальный район был и остается самым проблемным районом в Приморском крае в вопросах создания Центров поддержки собственников жилья, жилищного просвещения граждан и защиты жилищных прав граждан. Начиная с 2016 г. и по настоящее время, после ряда проведенных круглых столов, совещаний и рабочих встреч, специалисты ИМЦ «Тихоокеанский Проект» слышат одни и те же заверения администрации Славянки, Посьета и других поселений района о том, что центры поддержки будут созданы…, но до реализации обещаний дело не доходит. При этом в рейтинге Приморского Центра общественного контроля в ЖКХ Хасанский муниципальный район стоит на первом месте по количеству обращений и жалоб на нарушения жилищных прав жителей, на бездействия администраций и управляющих организаций и на качество жилищных и коммунальных услуг. «Славится» Хасанский район также неисполнением в установленные сроки программ по переселению граждан из аварийного жилья и неудовлетворительным качеством построенного жилья по этим программам.
В Посьетском поселении участники проекта за сутки до назначенных плановых мероприятий с администрацией поселения провели встречи – экспресс-собрания с жителями практически всех многоквартирных домов поселения, включая дома построенные по программе переселения. В ходе бесед с жителями участники проекта получили большой объем информации касающейся вопросов напрямую указывающих на факты нарушения жилищных прав собственников жилья. Среди нарушений необходимо отметить следующие:
– в Посьетском поселении в многоквартирных жилых домах не был выбран и реализован способ управления домом и домами фактически никто сейчас не управляет;
– собственниками помещений не созданы Советы многоквартирных домов;
– администрация поселения не выполнила требований Жилищного кодекса РФ, предписывающих ей проведение конкурса по выбору управляющей организации и проведению собрания по выбору совета многоквартирного дома;
– дома построенные по программе переселения имеют существенные недостатки, в следствии которых помещения квартир, промокают от осадков, промерзают в зимнее время, плесневеют из-за нарушений вентиляции.
Жители заостряли внимание на вопросах отсутствия в поселении каких-либо информационных, консультационных и обучающих мероприятий по вопросам ЖКХ, проводимых администрацией в поселении. Администрацией Посьета им не была доведена информация о мероприятиях проводимых в поселении специалистами проекта, не смотря на то, что сама администрация была заблаговременно проинформирована о них.
Не обошли вниманием жители Посьета и острые вопросы, касающиеся экологической обстановки, связанной с угольной пылью засеявшей все поселение. Буквально в 200-300 метрах от жилых домов в морском порту круглосуточно осуществляется открытым способом перегрузка угля…, просили еще раз озвучить эту проблему губернатору Приморского края.
В Славянском городском поселении жители тоже не восхищались своей администрацией, жаловались на отсутствие возможности получить информацию и консультации по решению проблем взаимодействия с управляющими, ресурсоснабжающими организациями, на отсутствие каких-либо мероприятий по жилищному просвещению.
Участники проекта посетившие дома построенные по программе переселения на улице Полковой и пообщавшись с их жителями отметили положительные изменения произошедшие с момента раннего их посещения в феврале месяце. Большая часть отмеченных недостатков в качестве строительства домов была устранена. В доме № 4 в подвальное помещение больше не проникает поверхостная вода.
Все озвученные жителями домов жалобы и нарушения, выявленные участниками проекта стали одним из основных вопросов на проведенных совещаниях со специалистами администраций, итоги рассмотрения которых будут представлены в Департамент по ЖКХ Приморского края и поставлены на контроль Приморского ЖКХ-Контроль.
Доклад о невыполнении администрациями Славянского и Посьетского городских поселений условий Комплекса мер (дорожной карты) по развитию жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, утвержденного распоряжением администрации Приморского края № 9ра от 23.01.2015 г., в части создания и поддержки деятельности Центров поддержки собственников в муниципальных образованиях Приморского края специалистами проекта направлен губернатору Приморского края.
Составлены также соответствующие заключения общественной экспертизы по оценке качества построенных многоквартирных домов в Славянском и Посьетском городских поселениях готовятся специалистами проекта для представления в ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Проект «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»
Кристина Рябова, зам. директора ИМЦ «Тихоокеанский Проект»