Участники общественных слушаний «Лицензионные требования и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами», которые состоялись сегодня в Общественной палате РФ, обсудили эффективность установленных лицензионных требований в целях обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах (МКД).

Эксперты рассмотрели границы ответственности управляющих организаций при исполнении ими лицензионных требований, а также результативность проведения лицензионного контроля в качестве главного показателя эффективности управления МКД. В качестве результатов встречи участники предложили механизмы совершенствования системы лицензионного контроля.

С критикой в адрес лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами выступила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, Светлана Разворотнева: «Все сегодня недовольны механизмом лицензионного надзора и контроля. При его реализации многие аспекты не учитываются, поэтому этот механизм не работает». Разворотнева предложила, чтобы ОП РФ и ОП регионов приобрели право проведения нулевых чтений не только законопроектов, но и постановлений правительства. «Методика платы за содержание жилья требует пересчета, и, пока это не произойдет, ситуация кардинально не изменится в лучшую сторону», — заявила эксперт.

Модератор встречи, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор заявил, что был изначально против введения лицензирования управляющих компаний (УК). И на сегодняшний день, по его мнению, внедрение этой практики не принесло позитивных результатов.

«Сегодня нам надо говорить о том, есть ли результат или его нет. Теоретики говорят — есть, а практики — нет. Я изначально говорил, что лицензирование УК было реализовано неверно и с огрехами, и теперь мы пожинаем плоды. Я постоянно посещаю регионы и сталкиваюсь с проблемами со стороны как УК, так и жителей. Наша комиссия получает тысячи писем, где ругают УК, и часто мы находим несправедливыми и необоснованными эти обвинения», – сказал общественник.

Исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Александр Тарасенко считает, что лицензирование не дает возможности развиваться управляющим организациям и создавать здоровую конкуренцию на этом рынке.

«Лицензированием не удалось достичь того, что хотели. Это мощное административно-карательное действие, которое не дает профессионального развития УК. Считаем, что СРО (саморегулируемые организации) необходимо интегрировать с лицензированием, чтобы лицензию получали только члены СРО», — предложил Александр Тарасенко.

С претензиями к лицензионному контролю согласился генеральный директор консалтинговой компании «Инноватика» Дмитрий Стригуненко.

«Лицензирование должно было урегулировать отношения между потребителями и УК и их взаимодействие вывести в сферу не административного воздействия, а гражданско-правового поля, но получился сильный перекос в сторону потребителя. Сейчас есть наказания в виде штрафа и отзыва лицензии — и то и другое приводит к уходу компании с рынка», — сказал он.

Эту же проблему упомянул директор ООО «Эксперт-право» Евгений Сапрыкин: «После штрафа в 250–300 тысяч рублей компания неизбежно ликвидируется. Это экономически невыгодно. УК должны ресурсоснабжающим организациям, потребители не платят за коммунальные услуги, и УК банкротятся за долги и штрафы».

Сапрыкин предложил переходить на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающими организациями, но при этом усовершенствовать правовое регулирование, внеся изменения в законодательство. А также смягчить штрафную политику для УК.

Директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая рассказала, что сегодня проходит большое количество внеплановых проверок УК по различным направлениям их деятельности и выписывается много штрафов.

«Считаю, должны существовать жесткие процедуры внеплановых проверок. Не следует проводить полные проверки по всем направлениям, а только по тем аспектам деятельности УК, на которые поступили жалобы, и выявлять именно то нарушение, о котором сообщили граждане. Необходимо предоставлять компании возможность реабилитироваться до следующей проверки. Там, где низкий процент штрафа, там меньше нарушений. Позитивный опыт у Москвы», — отметила Татьяна Вепрецкая.

Начальник отдела антимонопольного контроля управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Сурен Оганесян пообещал, что все предложения, высказанные в рамках круглого стола, будут учтены ведомством и при обосновании приняты меры реагирования.

«Мы уделяем особое внимание сигналам со стороны общественных организаций. Полномочия у нас ограничены, и мы реагируем тогда, когда есть нарушения именно антимонопольного законодательства», — сказал Сурен Оганесян.

Председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Лариса Борисенко отметила, что население не почувствовало плюсов от введения лицензирования, люди не заметили, что для них произошли перемены: «Перед этим заседанием мы провели срез мнений граждан Московской области и выявили, что жители не знают, как себя вести и что именно для них изменилось».

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Ольга Олейникова представила позицию отраслевого министерства.

«В Минстрой поступает много жалоб и многие недовольны своими УК. Мы согласны, что собственники сегодня неактивны, поэтому без лицензионного контроля никак не получится. Мы наблюдаем, что после вынесения предписаний государственной жилищной инспекцией многие УК исправляют то, на что поступила жалоба, и не доводят ситуацию до штрафа. Считаем, что лицензионный контроль — эффективный инструмент воздействия на УК, они стали бояться совершать нарушения, которые раньше никак не регулировались», — считает Ольга Олейникова.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов предложил ужесточить лицензионный контроль для УК, чтобы механизм все же работал: «Получить лицензию сложно, потерять — легко». По его мнению, на рынке ЖКХ много недобросовестных организаций, и благодаря лицензированию удастся отфильтровать лучших: «Если с рынка уйдет половина компаний, он ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет улучшения», – заявил общественник.

По материалам ОП РФ 

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account