НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в период с 1 по 28 февраля 2019 года провел мониторинг реализации федерального закона №. 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с данным законом с 1.01.2019 все регионы, за исключением Москвы, Санкт-Петербруга и Севастополя должны были перейти на новую систему обращения с ТКО, особенностью которой стали появление региональных операторов по обращению с ТКО, избираемых на субъектовом уровне и  перевод платы за ТКО из жилищной – в коммунальную услугу.

В ходе мониторинга ставились следующие задачи:

  1. Проанализировать, насколько исполняется данный закон в субъектах РФ;
  2. Какие проблемы и вопросы возникают в связи с переходом на новую систему обращения с ТКО;
  3. Насколько изменился платеж граждан в связи с переходом на новую систему обращения с ТКО.

Мониторинг осуществлялся путем анализа нормативно-правовых документов, опроса экспертов, сбора платежных документов от граждан, анализа обращений.

В ходе мониторинга было выявлено следующее:

До 1 января 2019 года на новую систему обращения с ТКО перешли следующие регионы:

  1. Астраханская область
  2. Ивановская область
  3. Камчатский край
  4. Кемеровская область
  5. Костромская область
  6. Липецкая область
  7. Новгородская область
  8. Р. Калмыкия
  9. Р.Мордовия
  10. Р. Северная Осетия-Алания
  11. Севастополь
  12. Ставропольский край
  13. Р. Коми
  14. Р. Чечня
  15. Р. Чувашия
  16. Ярославская область

Не перешли на новую систему обращения с ТКО 1 января 2019 года следующие субъекты:

  1. Амурская область
  2. Архангельская область
  3. Владимирская область
  4. ЕАО

5.Курганская область

  1. Ленинградская область
  2. Магаданская область
  3. Омская область
  4. Приморский край
  5. Р. Бурятия
  6. Рязанская область
  7. Санкт-Петербург
  8. Хабаровский край

В ходе проведенного мониторинга были выявлены следующие проблемы:

Республика Марий Эл. В результате конкурсного отбора региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Марий Эл были выбраны: по первой зоне деятельности – ООО «Благоустройство» (обслуживает большую часть Марий Эл), по второй – ООО «Чистый город»                     г. Козьмодемьянск (обслуживает Козьмодемьянск и Горномарийский район).  26 декабря 2018 года ООО «Чистый город» г. Козьмодемьянск уведомило Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл об отказе от осуществления деятельности в качестве регионального оператора.

Самарская область.

  1. Отсутствие в области единой базы для начисления платы.
  2. Отсутствие средств в ОМС на строительство контейнерных площадок.

Тамбовская область.  Не до конца решен вопрос с возникновением стихийных свалок, не полный охват договорами на обращение с ТКО всех юридических лиц, окончание срока действия лицензий (либо приостановление их деятельности соответствующими органами) на ряд полигонов, предназначенных для утилизации (захоронения) ТКО. Таким образом, основной проблемой при переходе на новую систему обращения с ТКО можно назвать объективную необходимость доработки территориальной схемы обращения с ТКО на территории области.

Удмуртская Республика. Проблемы есть с составлением графиков вывоза отходов в частном секторе, переполнение контейнеров из-за их недостатка. Решаются в рабочем порядке, коллапса нет

Республика Хакасия.

  1. В сельских поселениях отсутствуют собственные места захоронения отходов.
  2. Транспортировка отходов на существующие полигоны сильно увеличивает тариф.
  3. В муниципальных образованиях отсутствуют места временного складирования ТКО, что тоже повышает затраты регионального оператора, и, как следствие, тариф.
  4. Проблемы существующих полигонов: муниципальные полигоны не обустроены весами, системой пожаротушения, на некоторых отсутствует электроэнергия.

Челябинская область – Периодически возникают проблемы со своевременным вывозом ТКО

Ярославская область –  двойные квитанции (по месту проживания и месту нахождения имущества в собственности);

– выставление квитанций в местностях, где не организован вывоз мусора;

– использование невыверенной базы для начисления платы за ТКО;

– отсутствие инфраструктуры по раздельному сбору отходов в пешей доступности для жителей.

Оренбургская область.

  1. Не во всех прочих населенных пунктах (особенно удаленных) организован вывоз ТКО, не соответствуют требованиям места погрузки, а также не производится их уборка и расчистка от снега (ранее производили МУПы) (т.к. не входят в состав общего имущества – находятся на муниципальной земле);
  2. Не обустроены контейнерные площадки в соответствии с нормами ввиду сложности рельефа местности.

 Архангельская область.

  1. Отсутствие централизованной системы накопления, сбора и вывоза опасных и особо опасных отходов на территории области;
  2. Не во всех муниципальных образованиях решены вопросы с размещением твердых бытовых отходов и разработаны генеральные схемы очистки территорий населенных мест, в большинстве населенных пунктов осуществляется размещение отходов на несанкционированных свалках территорий городов и сельских населенных пунктов;
  3. На территории области расположено 316 мест несанкционированного размещения отходов общей площадью более 470 га.
  4. Отсутствует система централизованного сбора, транспортировки, сортировки, утилизации и захоронения отходов;
  5. Отсутствие достаточного количества объектов обращения с отходами, соответствующих природоохранному законодательству Российской Федерации.

 Астраханская область.

  1. Накопление несанкционированных свалок, особенно на въездах в город из прилегающих муниципальных образований. Предложение: необходимо четко прописать ответственность за ликвидацию свалок и возложить ее на регионального оператора, как организацию, специализирующуюся на работе с ТКО, а администрации города согласовать размещение дополнительных контейнерных площадок в местах накопления ТКО. Сейчас ликвидация свалок оплачивается из бюджета города Астрахани, то есть за счет горожан.
  2. В невыкатных контейнерах невозможно точно определить объемы накопления мусора, так как их заполняют не только жители, проживающие в близстоящих домах, но и проезжающие мимо граждане, представители бизнеса и организаций. Вопиющим примером такого рода ситуации является контейнерная площадка по ул. Мусы Джалиля. Поэтому, члены астраханского ЦОКа для расчета норматива накопления и вывоза ТКО предлагают использовать только замеры по выкатным контейнерам, располагающихся в многоквартирных домах, доступ к которым имеют только жильцы.
  3. Практика работы регионального оператора показала, что до сих пор не удается выстроить устойчивый график вывоза ТКО, что составляет значительные неудобства для управляющих компаний и ТСЖ, так как им приходится постоянно подстраиваться под меняющийся график, чтобы обеспечить доступ мусоровозов к контейнерным площадкам или выкатным контейнерам. Вероятно, данная ситуация складывается из-за недостатка специализированной техники, необходимой для ритмичного вывоза ТКО.

Брянская область.

Самая важная проблема – это  отсутствие у Регионального оператора доступа к  какой либо информации которой в полной мере обладают органы государственной власти. В-первую очередь к информации Федеральной налоговой службы (по перечню юридических лиц, которые зарегистрированы или осуществляют деятельность на территории Брянской области), с которыми у Регионального оператора «должен быть заключен договор» «на обращение с ТКО»; Во-вторую очередь к информации Федеральной миграционной службы (по перечню, граждан, имеющих постоянное место жительство), согласно 354 постановлению правительства от 6 мая 2011 года, Приказа департамента природных ресурсов №85 от 9 февраля 2018 года, начисления для жителей Брянской области за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» осуществляется, согласно утвержденный нормы накопления на одного «проживающего»/ зарегистрированного, или собственника жилого помещения». У Регионального оператора нет доступа к указанной информации.

 Калининградская область. В списки физических лиц для начисления платы включены умершие.

 Калужская область. Создание контейнерного парка на территории субъекта осуществляется с отставанием от потребностей.

 Иркутская область – Расчет принят с квадратного метра. Много недовольства.

Ульяновская область.

  1. Низкая проинформированность граждан о причинах проведения мусорной реформы на территории Ульяновской области.
  2. Отсутствует информация о деятельности мусороперерабатывающих заводов по обращению с ТКО на территории субъекта РФ, как до ведения реформы и после. Дополнительно к этому у граждан отсутствует информация о деятельности и ответственности региональных операторов по обращению с ТКО.
  3. Имеются проблемы размещения мусорных контейнеров в сельских населенных пунктах. Зачастую мусорные контейнеры расположены на значительном расстоянии от домов.
  4. Не реализован механизм сбора и утилизации опасных отходов (к примеру, щелочных батареек и энергосберегающих лампочек).
  5. Собственники гаражных построек г. Ульяновска, не согласны размером платы за вывоз ТКО с территорий ГСК. Они считают, что размер платы за вывоз ТКО с территорий ГСК г. Ульяновска являются завышенными в отличие от других городов РФ. Для обоснованности доводов, приводим сравнительный анализ в таблице.
  6. Не определен порядок схемы размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территориях населенных пунктов Ульяновской области.
  7. Отсутствие у операторов опыта общения с населением, в результате большое количество конфликтных ситуаций.
  8. У МО нет средств для организации контейнерных площадок
  9. Органы МСУ безответственно относятся к очистке дорог, в связи с чем у мусоровозов нет доступа КП.

Тверская область:

  1. К 1 января 2019 г. с большого количества контейнерный площадок вывезли контейнеры организаций, которые прекратили вывоз мусора с этих контейнерных площадок, т.к. прекратили эту деятельность вообще или на этой территории. Соответственно, на ряде площадок для сбора ТКО временно образовались навалы мусора.
  2. Из многих домов поступают сообщения, что мусор не вывозится или вывозится с нарушениями графика.
  3. Поступают сообщения, что на горячую линию РО невозможно дозвониться. Наши периодические звонки подтверждают эту информацию, тел отдела по работе с клиентами 8 (4822) 52-52-33 и 8 (4822) 50-21-64 постоянно заняты. Оператор горячей линии РО адресует заявителя к организации перевозчику, а та – в свою очередь – к управляющей компании.
  4. Разделение отходов на стадии накопления на пластиковые и несортированные отходы применяется по отдельным МКД. Из отдельных домов поступают сообщения, что все отходы грузят в одну машину. Из других домов поступают сообщения, что сортированные отходы грузят в отдельную машину.
  5. Евроконтейнеры заменили на металлические. В результате – при сохранении функционала площадки для сбора отходов у МКД стали выглядеть значительно хуже.

Смоленская область:

Муниципальные образования предоставляют не полные данные об образователях отходов

Саратовская область

  1. Недостаточное количество контейнеров;
  2. Большой интервал вывоза мусора, долго решался вопрос с частным сектором;
  3. Региональный оператор без разрешения собственников выставил квитанции отдельно по своей услуге, при чем часто информация была указанна неверно (ФИО собственников, количество человек и прочее);
  4. ТСЖ столкнулись с невозможностью заключить договор по фактическому объему вывезенного мусора, вывозили мусор самостоятельно, при этом региональный оператор выставляет счет, хотя ни разу не вывез оттуда мусор;
  5. Уклонение отдельных юридических лиц от заключения с региональным оператором договора на услугу по обращению с ТКО.

 Псковская область

 Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами практически повсеместно дала сбои в Псковской области. Количество вопросов растет, при этом представители профильных органов власти и регоператора списывают все на начальный переходный период и неблагоприятные погодные условия.

О мусорном коллапсе пока речи не идет, но с часами работу новой системы сравнить точно нельзя. В основном проблема касается малых населенных пунктов и частного сектора. Во многих из них ни мусоровозов, ни контейнеров, ни мешков для мусора до сих пор не видели. Впрочем, многие районные центры чуть ли не по большей части состоят из одноэтажных частных домов, и там тоже пока с вывозом отходов все очень грустно.

Причин такого безобразия много: до сих пор не проработана логистика, заваленные как будто бы нежданным снегом дороги, по которым якобы не может проехать спецтехника, нехватка контейнеров, да и собственно, отсутствие договоренностей о том, где и как их размещать.

Пермский край:

  1. Качество уборки площадок ТКО оставляет желать лучшего ;
  2. Отсутствие платежных квитанций во многих домовладениях;
  3. Проблемы с перевозчиками (контракты заключаются с организациями не имеющий свой автопарк и необходимое количество людей);
  4. В частном секторе контейнеры установлены далеко от жилых массивов;
  5. Отсутствие собственных контейнеров;
  6. Площадки ТКО в частном секторе не убираются;
  7. Отсутствие диспетчерского центра для обращения жителей.

Нижегородская область

Имеются отдельные проблемы, связанные с организацией вывоза мусора с территорий  частной застройки, также отдельные проблемы с отсутствием контейнеров около МКД (контейнеры, принадлежащие организациям, которые ранее вывозили мусор, увезены с площадок)

Мурманская область

Отмечаются сбои в вывозе мусора из-за технического состояния мусоровозов. А те, что точечно возникали, то все оперативно решались. Команда профессионально начала свою деятельность.

Липецкая область:

Отсутствие полигонов, соответствующих санитарным нормам.

Курская область

  1. Нарушаются графики вывоза ТКО
  2. Количество человек, проживающих и зарегистрированных в квартирах и в домо-владениях зачастую не совпадает с фактом зарегистрированных жителей, т.к. УО паспортную работу не ведут, а с МФЦ обмен информацией отсутствует, имеются случаи некорректного определения статуса дома: МКД или частное домовладение. Особенно это актуально для населенных пунктов, в которых численность населения до 100 тыс. человек из-за разницы в размере тарифа. По каждому случаю разбираемся  конкретно; Имеются частные домовладения, не введенные в эксплуатацию. По факту люди в домах проживают, а зарегистрированные и собственники отсутствуют. Услугой по вывозу с ТКО пользуются, а произвести начисление – не всегда имеется возмож-ность.

 

Крым

  1. Отсутствуют контейнерные площадки;
  2. Отсутствует сортировка;
  3. Территориальная схема устарела, не соответствует действительности;
  4. Нормы накопления ТКО были рассчитаны не по Методике, установленной законодательством.

 

Кировская область:

  1. При установлении тарифов на 2019 год в необходимую валовую выручку АО «Куприт» на 2019 год включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая увеличит в дальнейшем тариф в 2-3 раза.
  2. Самой беззащитной группой граждан при оплате тарифа за обращение с ТКО становится старшее поколение – пенсионеры, проживающие в городах (оплата с м²). Большинство из них, оставшись без супругов, проживают по одному человеку в квартире. Мусор выносят раз в неделю и за 4 пакета в месяц им необходимо будет заплатить от 350-550 руб. при пенсиях в размере 10-15 тыс. руб. в месяц.
  3. Недостаточное количество контейнеров и контейнерных площадок после ликвидации предшествующих.
  4. В отдельных районах Кировской области очистка (вывоз контейнера) мусорной площадки стала производиться реже. Стали образовываться подснежные мусорные свалки.
  5. Отсутствие дифференцированного подхода к начислению платы.
  6. Основной объем финансирования инвестиционных программ по созданию инфраструктуры сбора и переработки твердых коммунальных отходов возложен на потребителей, а тарифообразование ведется по методике полного учета расходов регионального оператора и его субподрядных организаций.
  7. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме, а бремя содержания вышеуказанных объектов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Московская область

Большинство обращений связано с выбранным в Московской области начислением платы за ТКО – по квадратным метрам/ объему накопления (а не по количеству проживающих). Такая форма расчетов вынуждает собственников платить за все имеющееся жилье, даже то, где они не проживают и мусор по факту не производят.

Кроме того, отмечаются проблемы в отдельных кластерах Московской области.

На территории Ногинского кластера региональный оператор Филиал “Подмосковье” ООО “Хартия”, поступают следующие вопросы:

  1. С нежилыми помещениями очень сложно идёт процесс по заключению договоров, а также внесения изменений и дополнений в типовой договор, который отображал реальную картину по тому или иному виду хозяйственной деятельности.
  2. С председателями правлений ТСН, ТСЖ, ЖСК не заключают договор по фактическому сбору мусора, приходиться идти в суд.
  3. Жителям частного сектора (ИЖС) и СНТ, ОНТ в квитанциях за электроэнергию, включена строка за вывоз ТКО, но к большому сожалению площадь в большинстве случаев проставлена на автомате 200 кв. м. и за это берут по 450 руб. в месяц, но даже при оплате за данную услугу, в следующем месяце в квитанции отражается задолжность. Как поясняет в Мосэнергосбыт, надо каждый месяц ездить в их ближайший офис или в управления МосОблЕИРЦ, чтобы подтверждают оплату и уточнить площадь. Также не до всех доведено, что если строение является нежилым или вообще оно отсутствует, то оплата с данного земельного участка не ведется.
  4. На заявки по телефону и через сайт, реакции в большем случае нет и ответы практически не приходят. Большая текучка кадров.

В Ленинском муниципальном районе при новой системе обращения с отходами существует ряд проблем:

  1. Проблема обеспечение площадок под ТКО баками (синий, серый). Из-за недопоставки баков администрация района вынуждена сама себя обеспечивать этими баками за счет средств из бюджета, несмотря на то, что это обязанность ООО «Каширского регионального оператора»
  2. Из-за задержки выставления счетов ООО «Каширским региональным оператором» за январь, ежемесячные платежи населению были выставлены с задержкой почти на 1 месяц.
  3. Отмечаются нарушение графиков и сроков вывоза мусора с придомовых территорий МКД. Жители постоянно жалуются на завалы мусора (фото отчеты по мкд имеются).
  4. Площадок под крупногабаритный мусор и опасные виды отходов в районе нет.
  5. В отдельных домах плата за мусор увеличилась в 1,5-2 раза.
  6. Советы многоквартирных домов не могут получить от ООО «УК Радуга» договора, где вывоз мусора заключен по факту накопления мусорных баком (объему) и счета за январь, ссылаются на то, что  «Каширский региональный оператор» не выставил еще счета. Однако платежи на оплату за январь собственникам уже пришли.  Непрозрачность этой услуги вызывает у жителей недовольство и подозрение.

В ходе мониторинга были проанализированы платежные документы из 53 субъектов РФ.

Следует также отметить, что в связи с тем, что в регионе может действовать не один региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отличии от региональных операторов капитального ремонта, в некоторых субъектах плата как уменьшалась, так и увеличилась.

Из общего объема присланных анкет, можно сделать вывод о том, что в 15,5% присланных анкет плата за ТКО уменьшилась, в 16,3% присланных анкет плата за ТКО не изменилась, в 68,2% присланных анкет плата за ТКО увеличилась.

Плата за обращение с ТКО увеличился по следующим адресам: Алтайский край (Рубцовск), Белгородская область (ПГТ Разумное), Брянская область (Брянск, ПГТ Берега), Волгоградская область (Волгоград, Городище), Воронежская область (Воронеж, с. Каширское), Иркутская область (Иркутск), Калининградская область (Калининград), Калужская область (Калуга), Кемеровская область (Кемерово, Прокопьевск), Кировская область (Вятские Поляны, Кировск, Кирово-Чепецк), Краснодарский край (Краснодар, п. Гаврилово), Красноярский край (Красноярск), Московская область (Егорьевск, Королев, Истра, Орехово-Зуево), Нижегородская область (пгт. Ардатов, Дзержинск), Новгородская область (Великий Новгород), Псковская область (Псков), Республика Коми (Сыктывкар), Р. Марий Эл (Йошкар-Ола, Килемары), Ростовская область (Таганрог, Ростов-на-Дону, Волгодонск), РСО-А (Владикавказ), Свердловская область (Екатеринбург), Севастополь (Севастополь), Смоленская область (Гагарин, Верхнеднепровский, Смоленск), Ставропольский край (Ставрополь, Светлоград), Тамбовская область (Рассказово, Моршанск, Котовск), Тульская область (Алексин, Тула, Ефремов), ХМАО (Нягань), Ярославская область (Ярославль, Тутаев), Оренбургская область (Оренбург, Медногорск, Орск), Пензенская область (Пенза), Р. Татарстан (Буинск, Зеленодольск, Казань), Р. Башкортостан (Агидель, Межгорье), Республика Удмуртия (Ижевск), Томская область (Белый Яр, Северск), Новосибирская область (Новосибирск), Тюменская область (Тюмень), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский, Вилючинск), Р. Адыгея (Майкоп), Р. Чувашия (Чебоксары), Саратовская область (Балаково), Ульяновская область (Ульяновск).

Плата за ТКО не изменилась по следующим адресам: Новосибирская область (Новосибирск Спортивная 17), Мурманская область (Мурманск), Пермский край (Пермь), Р. Калмыкия (Элиста), Забайкальский край, Чеченская Республика (Грозный).

Плата за ТКО уменьшилась по следующим адресам: Курская область (р.п. Золотухино, Курск, р.п. Кшенский, р.п. Тим, Щигры), Липецкая область (Липецк), Р. Мордовия (Игнатово, Ковылкино, Красноблодск, Ялга, Саранск), Тверская область (Тверь), Р. Татарстан (Казань пер. Односторонней гривки, ул. Каюма Насыри), Р. Башкортостан (Межгорье Комсомольская 3), Новосибирская область (Новосибирск Станиславского 4-1), Тюменская область (Тюмень Обдорская 5, Володарского 60, Заречный 6,), Р. Хакасия (Саяногорск).

В соответствии с действующим законодательством при переводе платы за обращение с ТКО в коммунальные услуги стоимость аналогичных услуг должна вычитаться из строки «содержание и текущий ремонт», что, в свою очередь, должно приводить к уменьшению платежей по данной строке. Из общего объема присланных анкет можно сделать вывод о том, что в 14% присланных анкет плата за содержание увеличилась, в 45,7% плата за содержание не изменилась и в 40,3% присланных анкет плата за содержание уменьшилась.

Из анализа присланных анкет и квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг можно сделать вывод что:

Плата за содержание уменьшилась: Иркутская область (Иркутск), Калининградская область (Калининград), Кировская область (Вятские Поляны, Кировск, Кирово-Чепецк), Мурманская область (Мурманск), Пермский край (Пермь), Р. Татарстан (Буинск, Зеленодольск, Казань), Р. Башкортостан (Агидель, Межгорье), Республика Коми (Сыктывтар), Свердловская область (Екатеринбург), Брянская область (Брянск Гомельская 57, Белые Берега), Волгоградская область (Волгоград Таращинцев, Ленина, пос. Аэропорт), Московская область (Егорьевск, Королев, Орехово-Зуево), Новосибирская область (Новосибирск), Оренбургская область (Оренбург, Медногорск), Пензенская область (Пенза), Республика Удмуртия (Ижевск), Р. Марий Эл (Килемары), Ростовская область (Ростов-на-Дону, Волгодонск), Тульская область (Алексин, Тула), Воронежская область (Воронеж Ленинградская 134), Нижегородская область (Нижний Новгород), Тамбовская область (Рассказово), Томская область (Сторожевой), Камчатский край (Вилючинск), Р. Адыгея (Майкоп), Р. Чувашия (Чебоксары), Ульяновская область (Ульяновск).

Не изменилась: Волгоградская область (Волгоград Яни Купалы, Городище), Оренбургская область (Оренбург Гагарина, Горького, Телевизионный), Р. Марий Эл (Йошкар-Ола), Алтайский край (Рубцовск), Астраханская область (Астрахань), Белгородская область (Пгт Разумное), Краснодарский край (Гаврилово, Краснодар), Курская область (Курск),  Новгородская область (Великий Новгород), Псковская область (Псков), Ставропольский край (Ставрополь), ХМАО (Нягань), Воронежская область (Воронеж), Р. Мордовия (Ялга, Краснослободск, Ковылино), Тамбовская область (Котовск), Тюменская область (Тюмень), Кемеровская область (Прокопьевск), Ярославская область (Ярославль), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский), Саратовская область (Балаково), Р. Хакасия (Саяногорск), Чеченская Республика (Грозный).

Плата за содержание увеличилась: Калужская область (Калуга), РСО-А (Владикавказ), Севастополь (Севастополь), Смоленская область (Гагарин, Верхнеднепровский, Смоленск), Брянская область (Брянск дом 101), Московская область (Истра), Новосибирская область (Новосибирск Карамзина), Тульская область (Ефремов), Р. Мордовия (Саранск Строителей 15), Тамбовская область (Моршанск), Томская область (Северск), Кемеровская область (Кемерово), Ярославская область (Тутаев), Забайкальский край.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account