Больше тройки не заслужили — таково мнение «ЖКХ Контроль» о работе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Краснодарского края.
Серьезные проблемы в работе регионального оператора капительного ремонта МКД возникли и преследуют его с самого момента учреждения. Бесконечная смена руководства пользы не принесла. Хотя, в последние годы, положение значительно улучшилось, оценить работу Фонда выше, чем на тройку общественность пока не может. Выполнение краткосрочного плана ремонта 2021 года, как принято говорить «по валу», особых сомнений не вызывает. Остается множество вопросов к качеству и контролю выполнения работ, организации взаимодействия Фонда и собственников помещений, администрациями муниципальных образований, к ведению жилищного просвещения населения, к финансированию самого фонда. Хромает собираемость взносов, а уже собранные средства могли быть освоены гораздо эффективнее. На горячую линию Краснодарского РЦОК «ЖКХ Контроль» звонки недовольных жильцов поступают с завидным постоянством. Основные претензии граждане высказываются к качеству работ, жалуются на причинение вреда имуществу, в результате затопления квартир атмосферными осадками при ремонте крыш, на невозможность дозвониться в Фонд, своевременно получить информацию, на уклонение сотрудников территориальных отделов от составления актов о затоплении, даже на несвоевременное вручение платежных документов. Рано или поздно проблемы, конечно, решаются, но «осадочек остается». Особо следует сказать об отсутствии взаимодействия представителей строительного (технического) контроля и собственников помещений. В большинстве случаев жильцы их не видят вовсе, связаться по телефонам указанным в баннерах-паспортах объекта не могут, обжаловать действия соответственно. Фонд при этом остается в стороне, хотя деньги за формально выполненные работы перечисляет. Есть проблема с навязыванием собственникам квартир видов работ, которые техническому заказчику кажутся более предпочтительными, со своевременной детализацией укрупненных сметных расчетов, своевременностью изготовления технических проектов, что часто приводит к занижению стоимости работ, к невозможности выполнить их в должном объеме. «Осмечивание» часто производится после беглого осмотра, а то и без выхода на место. Вопреки бытующему мнению о том, что снижение стоимости это хорошо — мол, экономятся деньги собственников, надо признать, что явное занижение цены – скорее путь к демотивации добросовестных подрядчиков, к нашествию разного рода безответственных организаций-однодневок, которые не собираются исполнять гарантийные обязательства. Следует открыто сказать, что эффективного механизма борьбы с недобросовестными подрядчиками нет. Исключение их из реестра неэффективно. После получения денег такие фирмы готовы закрыться на второй день и спокойно зайти на следующий год, на другие объекты, под новым наименованием. В них, как правило, набирается и работает низкоквалифицированный персонал, оплачиваемый в «серую», не соблюдаются требования по охране труда и условия безопасного ведения работ. Таким подрядчикам наплевать на качество материлов, соблюдение технологии и многое другое. Типичным является случай, когда без того не очень качественная, прямо скажем «дешевая древесина», используемая при ремонте несущей конструкции крыши, не обрабатывается от гниения и влаги совсем, либо это делается на месте, наспех, с нарушением технологии и санитарных норм, это еще больше снижает ее долговечность. Зачастую работы выполняются неаккуратно, используется не соответствующий параметрам инженерных сетей материал и детали, а также многое-многое другое… Проверить качество жильцы, не являющиеся специалистами, не могут, да их никто и не учил.
Безусловно, деятельность операторов капитального ремонта очень важна, она уже решила массу неподъемных ранее проблем, значительно повлияла на сохранность и облик многих многоквартирных домов, целых населенных пунктов, но также очевидно, что региональные власти склонны ее полностью перепоручить самому Фонду, занять позицию сторонних критиков, хотя должны и могут широко вовлечь в это дело управляющие компании, которым предстоит обслуживать отремонтированные дома, собственников (прежде всего советы многоквартирных домов), ТОСы и жилищных активистов, организации по защите прав потребителей… Есть проблемы и с финансированием самого Фонда. Да, деньги жильцов не используются на оплату административно-хозяйственных расходов оператора капремонта, но это не означает, что бюджетные вливания здесь не причем. В крае, в целях бюджетной экономии, под лозунгами рационального использования средств недофинансируются расходы на хозяйственное содержание самого Фонда. Это приводило даже к абсурдным ситуациям, когда элементарно не хватало денег на оплату почтовых услуг по доставке собственникам платежных документов, зарплата работников Фонда своевременно не индексировалась, не исполнялись условия трехстороннего соглашения. Такой подход чреват потерей сотрудников, снижением квалификации кадров самого Фонда. На наш взгляд, менять надо не руководителей, а отношение к Фонду капремонта. Только общими усилиями удастся наладить действенный общественный контроль на местах, приучить подрядчиков работать хорошо. Примеры для подражания есть, но увы- опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других успешных в этом отношении регионов, в Краснодарском крае не изучают, считают это заботой самих граждан, которые должны самоорганизоваться по воле провидения… Пока же оценка работе Фонда – твердая тройка!