Несоразмерно высокая плата за коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды, – довольно частая проблема, с которой колымчане обращаются в областной Центр общественного контроля в сфере ЖКХ.
Практически во всех случаях при тщательной проверке обстоятельств выясняется, что причина высокой платы за ОДН кроется в банальном воровстве ресурса, отмечает руководитель центра Ксения Суханкина.
Самое сложное в этом деле – побудить управляющую организацию и контролирующие ведомства организовать комиссионную проверку в многоквартирном доме, найти «утечку» и затем принять меры по устранению нарушения. И к самому нарушителю.
К примеру, собственники жилья в доме №5 по улице Якутской в Магадане переплачивают за электричество на ОДН уже шесть лет. В месяц плата на каждого составляет по 200-300 рублей. И все из-за жильца… в подвале!
Есть ли жизнь в подвале?
«Натурально, у нас в подвале живет гражданин Щ., – поясняют собственники. – Вопреки всем правилам и законам, запрещающим использовать под жилье нежилые помещения в МКД. И сам живет, и гостей шумных приводит – как правило, по ночам. И работой своей там занимается.
Причем сам Щ. – не собственник жилья в нашем доме. Можно сказать, человек с улицы. Мы на общем собрании ему своего согласия на заселение в подвал не давали, и уж тем более не соглашались платить за себя и за того парня».
По словам магаданцев, еще в 2015 году Щ. отгородил львиную долю подвального помещения Якутской, 5, поставил дверь с замком и обустроил захваченную территорию общего пользования для жилья и работы.
Часть захваченного подвала – за этой железной дверью
Тогда же цифры в графе «электричество на общедомовые нужды» в квитанциях жильцов дома резко поползли вверх.
Еще бы им не ползти: в «подвальной квартире» установлены 4 (!) холодильника, телевизор, бойлер, СВЧ-печь, усилительные колонки, различные осветительные приборы. Все это добро зафиксировали в акте специалисты управляющей компании ООО «Жилсервис» в августе 2020 года.
Также в документе упоминаются оборудованная кухонная зона и полный набор сантехнических удобств: ванна, раковина, унитаз. И при этом никаких выделенных линий и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Подвальные удобства на Якутской, 5
То есть, фактически “подпольную квартиру” вскладчину содержат жильцы Якутской, 5. Платят за свет, воду, отопление, водоотведение.
К слову, трубы, по которым поступает и отводится из дома вода, Щ. переделал так, чтобы они ему не мешали. К чему приведут новые «инженерные» решения, никто не знает.
Есть и другая сторона проблемы: жильцы дома не чувствуют себя в безопасности.
«Мы как на пороховой бочке»
Людей утомили постоянные ночные визиты в подвал приятелей и деловых партнеров Щ. Иногда «посиделки» заканчиваются бурно. Шум мешает жильцам отдыхать. Но это полбеды.
Не так давно одна из собственниц увидела, как Щ. спускает в подвал канистры с топливом.
«Я испугалась, заявила в полицию, – говорит Л. – Нам только склада ГСМ под домом не хватает. И без того как на пороховой бочке живем. А ну как загорится? А мы в подвал даже попасть не сможем – Щ. перегородил его железной дверью и запирает на ключ».
Проверка полиции факт хранения ГСМ в подвале жилого дома подтвердила. Материалы проверки были переданы в МЧС.
Позже чрезвычайное ведомство оповестило жильцов, что рассматривает вопрос о привлечении Щ. к ответственности за нарушение противопожарных правил, и добавило, что в его компетенцию не входит рассмотрение вопросов, связанных с содержанием общедомового имущества жилых домов.
В связи с этим обращение гражданки Л. МЧС направило в Госжилинспекцию.
На этом все и закончилось.
Закон и «бубновый» интерес
Долгое время собственники пытались устранить источник беспокойства и лишних трат всеми доступными способами. То есть, писали жалобы в надзорные и правоохранительные органы, требовали принять меры у ООО «Жилсервис» – организации, ответственной за содержание и сохранность общедомового имущества, в том числе подвального помещения.
Все, чего они добились, это подтверждения комиссией «Жилсервиса» еще в 2015 году факта самовольного подключения «апартаментов» Щ. к внутридомовым электросетям, инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения.
Дело сдвинулось с мертвой точки только после обращения в РЦОК в начале этого года. Общественники побудили управляющую компанию перейти от бесплодных попыток досудебного урегулирования вопроса к более решительным действиям.
ООО «Жилсервис» обратилось в Магаданский городской суд с иском о выселении Щ. из подвала. 27 мая суд удовлетворил требования истца.
Жильцы дома выдохнули. Поторопились: в добровольном порядке ответчик судебное решение не исполнил.
Прошло лето, все возможные сроки для исполнения истекли. Принудительного выселения тоже пока не состоялось: в конце августа из службы судебных приставов на запрос РЦОК пришел ответ, что исполнительный лист от ООО «Жилсервис» ведомство не получало.
Щ. по-прежнему живет в подвале, посмеивается, поди, над наивными соседями и даже не думает съезжать.
Собственники уже всерьез подозревают, что в этой истории кто-то из ответственных лиц имеет свой «бубновый» интерес, поэтому закрывает глава на вопиющее нарушение жилищного законодательства и их гражданских прав.
Удивительное дело: если в июле за ОДН на электроэнергию жильцам дома выставили по 250-300 рублей, то в августе – всего по 5-10. С чего бы? И что будет дальше?
Руководитель «Жилсервиса» Максим Малахов на предложение прокомментировать ситуацию не ответил.
Город-сад начинается с защиты прав собственников
Центр общественного контроля продолжает отслеживать ситуацию на Якутской, 5, постоянно на связи с жильцами дома. Они, к слову, собрались коллективно обращаться в прокуратуру с жалобой на бездействие управляющей компании по принудительному выселению гражданина Щ. из подвала.
В самом деле, сколько можно? В конце концов, есть 315-ая статья УК РФ о привлечении к уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, а также за воспрепятствование его исполнению.
«Я возмущена тем, как долго и трудно у нас решаются жилищные проблемы магаданцев, – заметила Ксения Суханкина. – Взять ту же плату за электричество на ОДН.
Люди годами добиваются устранения причины больших расходов ресурса и все это время из своего кармана компенсируют чье-то бессовестное воровство. Яркий пример – Якутская, 5. Шесть лет жильцы бьются! Толку – ноль.
Ресурсникам эти вопросы, как правило, не интересны, им все равно, кто платит по общедомовому счетчику, лишь бы оплата шла без задержек. Надзорные органы «скидывают» решение проблемы на управляющие компании, а у тех то нужных специалистов нет, то времени, то финансов.
С таким подходом мы хоть весь Магадан в город-сад превратим, дороги заасфальтируем и дворцов из золота понастроим, но горожане не будут чувствовать себя комфортно, спокойно и защищенно.
Благоустройство начинается не с красивых улиц, не с новомодных парков, скверов и супернабережных.
Да, это все хорошо и нужно. Но в первую очередь люди должны быть уверены, что в случае какой-то неполадки в своем доме, подъезде, дворе они не будут брошены властями с этой проблемой один на один, их не будут «футболить» из кабинета в кабинет, они не станут тратить свое здоровье, нервы и время в поисках правды.
Вот к этому нам нужно стремиться. Всем вместе», – считает руководитель Центра.